История села Сомовка.

Церковь Николая Чудотворца

Сомовская церковь святого Николы Чудотворца(1716(? еще раньше) -1961 г.)


Королев Валерий Александрович:
"А когда церковь была и Сомовка еще красивее была. Очень красиво и далеко церковь смотрелась с Волги. Видно ее было от с.Бармино, с.Каменки, с.Разнежья, с.Михайловского и от западного конца с.Фокино. Правда деревянная, но красивая церковь. Покрашена белой краской. Ограда была на кирпичном основании, высотой 50-70 см., кирпичные столбы через 4 м ,а между столбами кованая, металлическая, искусно сделанная решетка. Ниже к Волге - поповский дом, большой пятистенок с верандой на Волгу.Я помню маленьким, да нет, уже подростками, лазили мы на верх, на колокольню и там на балке под колоколом было написано «1887 год». (Кстати, эта цифра написана была на обшивке кирпичного дома Антошиных, от нас через дом, т.е. они были ровесниками: дом и церковь). Колокола с нее поснимали в 20-х годах, а саму, дураки разломали в 1959 году, я в армии был в это время.
Кстати,когда копали фундамент под школу очень много попадалось костей и черепов человеческих, но беспорядочно. Очень может быть, что церковь поставлена на каком-то захоронении.
Церковь была Никольская. Престол был в Сомовки в зимнюю «Николу» - 19 декабря. А что такое «престол»? Престольный праздник села (престол)– это день освящения церкви. Дело в том, что церкви раньше строили миром. Т.е. сход граждан принимал решение строить церковь, и все буквально все облагались какой-то повинностью. Кто чем мог! Кто тяглом, кто материалом, кто деньгами и пр. – и приступали к строительству. Строили иногда долго и если селение небольшое, то и труда и денег много надо. И вот по мере готовности в селение приезжал какой-то высокопоставленный церковный чин, освящал церковь и правил первую службу. Это событие всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. И сей день считался впредь престольным праздником села, а селение в дальнейшем именовалось «селом».
Запомните: если в селении церковь – село, если нет – деревня, поселок или еще как, но не село!Сейчас «престолы» забываться стали, но наши родители их четко справляли, да и мы тоже!"

Сомовка, село (Воротынский район, Нижегородская область ) (История). Исторические данные, найденные в разных источниках. Подробнее.

1716 год - в селе Сомовка единоверческая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.


1716-1717 г. Книга переписная помещичьих, солдат, церковнослужителей ...1716-1717 г. РГАДА ф.350 оп. д. 276
Книга переписная помещичьих , монастырских, патриаршего домового монастыря крестьян, солдат, церковнослужителей, церковных бобылей, монастырских слуг и служебников и другого населения Закудемского стана (Лысковская и Барминская волости) Нижегородского у. (лл.323-1722). ….
с.Сомовка лл. 767-788об. (Начало) л. 767
В селе Сомовке у церквы Николая Чудотворца
во дворе поп Максим Иванов тритцати трех у него жена Ирина Кирилова тритцети дву да дочь Анна дву лет
во дворе дьякон Иван Кирилов дватцети пяти у него жена Ульяна Кузмина дватцети четырех да две дочери Федосья четырех Марья дву лет да брат Фадей Кирилов осмнатцети лет
во дворе понамарь Василей Яковлев пятнатцети лет холост у него мать Парасковья Карпова тритцети пяти лет
во дворишке просвирня Овдотья Михайлова шестдесят осми лет

Появилась выдержка и фотография занесу затем проверю. Приходские церкви Нижегородской епархии. 1722-1723 гг. Лысковская пятина. 17. С. Сомовка, Бармин. вол., Нижегор. у. Церковь во имя Николая Чуд.
Причтъ состоялъ изъ священника (Максимъ Ивановъ), діакона (Иванъ Кириловъ), дьячка (?аддей Кириловъ) и пономаря (Василій Яковлевъ).
Пахотной земли церковной было 9 десятинъ въ трехъ поляхъ, с?нныхъ покосовъ на 35 копенъ.
Приходскихъ крестьянскихъ дворовъ въ сел? было 77.


В «Календаре на 1888 год», выпущенном Нижегородским епархиальным управлением имеются сведения о старообрядческих единоверческих церквах.


На территории Васильского уезда их было две – в Ахпаевке и Сомовке.
"По клировой ведомости 1916 года:Церковь деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1884 году, однопрестольная.
Прихожан 183 мужчины и 211 женщин.
Имеется церковно-приходская школа, в которой обучалось 35 мальчиков. Церковь имела 2 десятины земли".
Дом деревянный, сарай с баней, амбар и 2-я баня


Сведения о церковнослужителях Лысковской и Терюшевской пятин ф. 570, оп. 552 (1716 год), д. 1 Лысковская пятина
3. с. СОМОВКА – ц. Николая Чудотворца
поп Максим Иванов – с 1708 г.
диакон Иван Кирилов – с 1709 г.
пономарь Василий Яковлев – 1715 г.
дьячек Фадей Кирилов – 1715 г.
просфирня Евдокия Михайлова – 7203 г.
[[Духовенство Нижегородской епархии в РГАДА]]
ф.350, оп.1, д.276 лл. 323-1722
переписная помещичьих, монастырских, патриаршего домового монастыря крестьян, солдат, церковнослужителей, церковных бобылей, монастырских слуг и служебников и другого населения Закудемского стана Нижегородского уезда (Лысковская и Барминская волости) (из описи РГАДА - [[«1716 - 1717 год»]])
Из Барминской волости по смерти боярина Федора Алексеевича Головина досталось по разделу сыну ево графу Николаю Федоровичу Головину, что в переписных книгах 710 году написан был внуком

В селе СОМОВКА у церкви Николая Чюдотворца

(д) поп Максим Иванов 33, у него жена Ирина Кирилова 32, да дочь Анна 2 лет
(д) дьякон Иван Кирилов 25, у него жена Ульяна Кузмина 24, да две дочери Федосья 4, Марья 2 лет, да брат Фадей Кирилов 18 лет
(д) панамарь Василей Яковлев 15 лет холост, у него мать Парасковья Карпова35 лет
во дворишке просвирня Овдотья Михайлова 68 лет
[[1716-1717 г. Книга переписная помещичьих, солдат, церковнослужителей ... ]]
'''[[1716-1717 г.]]''' РГАДА ф.350 оп. д. 276 Книга переписная помещичьих , монастырских, патриаршего домового монастыря крестьян, солдат, церковнослужителей, церковных бобылей, монастырских слуг и служебников и другого населения Закудемского стана (Лысковская и Барминская волости) Нижегородского у. (лл.323-1722). ….

с.Сомовка лл. 767-788об. (Начало)

л. 767
В селе Сомовке у церквы Николая Чудотворца
во дворе поп Максим Иванов тритцати трех у него жена Ирина Кирилова тритцети дву да дочь Анна дву лет
во дворе дьякон Иван Кирилов дватцети пяти у него жена Ульяна Кузмина дватцети четырех да две дочери Федосья четырех Марья дву лет да брат Фадей Кирилов осмнатцети лет
во дворе понамарь Василей Яковлев пятнатцети лет холост у него мать Парасковья Карпова тритцети пяти лет
во дворишке просвирня Овдотья Михайлова шестдесят осми лет

ф.350, оп.3, д.136
Дело о прописке церковнослужителей городов Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца-Повольского, Арзамаса, Алатыря, Курмыша, Ядрина и уездов [[1723 год]]
В селе Сомовке церковь Николаевская
Поп Максим Иванов, дьякон Иван, дьячек Фадей Кириловы дети, пономарь Василий Яковлев
Приходских дворов - 77

Появилась выдержка и фотография занесу затем проверю.
Приходские церкви Нижегородской епархии.[[1722-1723 гг]] . Лысковская пятина. 17. С. Сомовка, Бармин. вол., Нижегор. у. Церковь во имя Николая Чуд.
Причтъ состоялъ изъ священника (Максимъ Ивановъ), діакона (Иванъ Кириловъ), дьячка (?аддей Кириловъ) и пономаря (Василій Яковлевъ). Пахотной земли церковной было 9 десятинъ въ трехъ поляхъ, с?нныхъ покосовъ на 35 копенъ. Приходскихъ крестьянскихъ дворовъ въ сел? было 77.

Клировые ведомости церквей Нижегородской епархии 18 века
ф. 570, оп. 554 [[1762 г.]], д. 79 Клировые ведомости церквей Нижегородской епархии и уезда Лысковской пятины за 1762 год
с. СОМОВКА – ц. св. Николая Чудотворца

ф. 570, оп. 555 [[1777 г]], д. 86 Клировые ведомости церквей Лысковской пятины по Нижегородскому и Курмышскому уездам за 1777 год
с. СОМОВКА

Священнослужители Нижегородской губернии
Родство священноцерковнослужителей Нижегород.губернии [[ 1781 г.]]
68 СОМОВКА Николая Чудотворца иерей Яков Федоров по попадье Пономарь Тит Васильев племянник родной дьякон имени увы нет
СОМОВКА Николая Чудотворца дьячок Матвей Иванов 1811 дьякон а у него сын Алексей в лукояновском уезду с Маресево
СОМОВКА Николая Чудотворца пономарь Тит Яковлев дед троюродный кому не понятно Тит Яковлев Он числился на 4 РС пономарем в Сомовке. На 5 РС он в Огневском Майдане священник. Будущий Магницкий, Огневский У него был сын Алексей, у которого был сын Петр Алексеев Магницкий. Был еще Иван Титов Магницкий у которого был сын Михаил на 1850 год в с Маликово Нижегородского уезда

[[Муромцев Владимир 13.04.2020 г.]] [[Изображение
Куклева генеральный план Васильского уезда .jpg|500px|thumb|center|Генеральный план Васильского уезда ]]
С удовольствием делюсь сведениями от Марины Ивановой, с ее разрешения!
Теперь можно в список поминовения священников Сомовки вставить и иерея Якова Федорова
Владимир, краеведение это не моя тема, чтоб ответить на Ваши вопросы нужно работать в архиве. Думаю в клировой за 1904 год все сведения о церкви с. Сомовка есть. Или в Адрес - Календаре краткие сведения должны быть, его можно скачать и посмотреть.
Пока я посылаю Вам клир за 1782 год по 4 ревизии. Еще я делала выписки из 7 ревизии, 1815 г. Сомовка тоже есть, дальше не знаю......
[[1782 года февраля 24 дня…]]
Епархии Преосвященного Антония епископа Нижегородского и Алаторского Нижегородского наместничества Васильевской округи Лысковской пятины села Сомовки (церковь не указана)
РС 1782 священнослужителей Княгининского уезда Фонд 570 опись 555 дело 75 за 1782 год
Лист 173. Село СОМОВКА
иерей Яков Федоров 61 жена его Марья Максимова 62 у них внучка родная Марья Андреева 19
дьячек Матфей Иванов 17 жена его Анна Иванова 20
пономарь Тит Яковлев 31 жена его Федора Алексеева 29 дети их Екатерина 6 Марья 2 Михаила 5мцв
диакон Степан Васильев 63 за неспособностию руки от должности отрешен жена его Анна Петрова 64 у них дочь Мавра девка 27
просвирница Марфа Дмитрева 55
у дьячка дед того же села бывшый дьячек Дмитрей Иванов 75 за старостию от должности уволен
у него сестра престарелая девка Федосья Иванова 63

РС 1782 священнослужителей Княгининского уезда Фонд 570 опись 555 дело 75 за 1782 год
Лист 173. Село Сомовка
Иерей Яков Федоров 61, села Ратунина иерея Федора Калинина сын
Жена его Марья Максимова 62, сей церкви иерея Максима Иванова дочь
у них внучка родная Марья Андреева 19
Диакон Степан Васильев 63, за неспособностью руки от должности отрешен, сей церкви пономаря Василия Иванова сын
Жена его Анна Петрова 64, села Огнев Майдан иерея Петра Емельянова дочь
у них дочь Мавра девка 27
Дьячок Матфей Иванов 17, села Армени Курмышской пятины дьякона Ивана Андреева сын
Жена его Анна Иванова 20, села Бармина иерея Ивана Сергеева дочь
Пономарь Тит Яковлев 31, села Огнев Майдан дьякона Якова Степанова сын
Жена его Федора Алексеева 29, села Воротынца дьякона Алексея Петрова дочь
Дети их
Екатерина 6
Марья 2
Михаила 5мцв

Просвирница Марфа Дмитриева 55, села Армении Курмышской пятины дьякона Ивана Андреева Жена, мать дьячка
у дьячка дед, сей церкви Дьячок Дмитрий Иванов 75, за старостью от должности уволен
у него сестра престарелая девка Федосья Иванова 63,


ф. 570, оп. 555 [[1794 г.]], д. 188 Клировые ведомости церквей Сергачской, Перевозской, Макарьевской, Васильской и Княгининской округ Нижегородской епархии за 1794 год
Васильская округа с. Сомовка – ц. Николая Чудотворца
фонд 570 опись 556
21 Дело о священнике с. Разнежье Афанасии Иванове, не записывавшем в метрические книги родившихся и умерших [[10 сент 1803 - 16 окт 1809]] 13
26 Клировые ведомости церквей сел
Болдино, Силино, Никитино и др. Лукояновской округи, сел
Осинки, Фокино, СОМОВКА Васильской округи, сел
Разнежье, Каменка и др. Макарьевской округи [[за 1807 год]] 30 ОЦ
19 Ревизские сказки о священно- и церковнослужителях сел
Разнежье, Бармино, Варганы, Каменка Макарьевской округи и Нижегородской Сретенской церкви за 1811 год 9 ОЦ
70 Реестр не бывших у исповеди прихожан церкви с. Разнежье Макарьевской округи за 1817 год и реестр бывших у исповеди крестьян деревень
Вадская, Потапово и Ключищи Княгининского уезда 12

[[Священнослужители Нижегородской губернии

Метрики-браки священнослужителей Нижегородской губернии]]
с.СОМОВКА – ц.Николаевская
[[03.05.1812 г.]] – Нижегородской епархии Крестовоздвиженского женского монастыря бываго дьякона Александра Петрова сын Стефан Троицкий и бываго учителя поэзии при Нижегородской семинарии Васильской округи с.Сомовки священника Михаила Егорова дочь девка Ирина поруч.
с.Чугунов дьячек Иван Гаврилов, г.Макарьева строевой гостиного двора конторы кол. регистратор Василий Михайлов Белицкий и уездного суда канцелярист Иван Михайлов Белицкий, с.Сомовки священника Михайлы Егорова сын праздноживущий Иларион Михайлов
[[Метрики-браки священнослужителей Нижегородской губернии Браки священнослужителей НГ]] [[05.11.1813 г.]]с.Елховка
с.Елховка дьячек Павел Петров и с.Сомовки дьякона Матфея Иванова дочь девка Васса поруч.
того же села Елховки крестьяне Алексей Тимофеев, Яким Иванов, Василий Ларионов

[[12.01.1820 г.]] – с.Бармино ц.Троицкая дьячек Игнатей Леонтьев и Васильского уезда с.Сомовки дьякона Матфия Иванова дочь девица Ирина поруч.
прихода сего священника Алексей Иванов и Иоанн Михайлов; по невесте – дядя родной Барминский дьячек Николай Николаев, брат двоюродный Барминский же пономарь Иван Петров

Вестник 2014
В 1884 г. в с. Сомовка Васильского уезда стараниями приходского священника Н. Терновского построена Николаевская церковь. Приход – 638 человек в 1890 г. и 1143 человека в 1904 г
Адрес-календарь Нижегородской Епархии [[1888 год]]
Список священнослужителей, упоминаемых в адрес-календаре Нижегородской Епархии за 1888 год, всего 2541 лицо
2223 Терновский А. Н. 22 Псаломщик СОМОВКА (Васильский уезд) Единоверческие церкви 2 Благочиннический округ
2224 Терновский Н. И. 42 Священник СОМОВКА (Васильский уезд) Единоверческие церкви 2 Благочиннический округ

ищу родственников Веретенниковых Evghenii 8 августа 2019 г.
Долго искала информацию о моем прадеде - Илье Веретенникове и его сыне - Веретенникове Александре Ильиче. Отчество его я, к сожалению, не знаю, Но он жил в Бирюче Воронежской губернии, после революции пошел в священники. Вот что нашла в публикации "Новомученики Российские. Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, репрессированных в 1930–1938 годах воронежский Епархиальный Вестник. 1992. N 4."
Книга памяти жертв политических репрессий Воронежской области
Веретенников Илья Захарович, родился 20 июля 1870 г в г. Буденный или слободе Буденная , Воронежской области, украинец, из крестьян, образование среднее, священник. Жил в с. Петровка (слобода Топоровка) Павловского р-на Воронежской области. Арестован 8 августа 1937г. Осужден 2 сентября 1937 г. тройкой УНКВД по Воронежской обл. по ст. 58-10. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба не известна. Реабилитирован 27 сентября 1989 г.. (19 ноября 1919 г. Бирюч переименован в г. Буденновск ); ( В июле 1928 г слобода Буденная становится центром Буденновского района.)
Понятно мне одно, что в семье о жизни деда и прадеда было мало информации, т.к. дед в молодости был в армии Деникина, а если Илья Захарович мой прадед, то о репрессированных старались умалчивать.

Навряд ли. Его предки в 20-х годах XVIII века переведены из Сомовки Фокинской вотчины (Воротынский р-н Нижегородской области) на Невьянский завод. Затем часть отправили в Кунгур, с часть в Ревду.

[[3 июня 1892 г.]]12 Дело по жалобе крестьян с. Сомовки Михаила, Константина и Василия Румянцевых на постановление земского начальника 1-го участка об обложении их как раскольников сбором на поддержание местной православной церкви


фонд 570, опись 559, дело 31 за [[1903]] год реестры не бывших на исповеди по Васильскому уезду Осинки, Латышиха, Ивановское, Елховка, Быковы Горы, Высок.Оселок, Антоново, Спасское, [[Сомовка]], Огнев Майдан, Фокино, Монастырский Ватрас, воротынец, Антоново, Долгое Поле
Адрес-календарь Нижегородской Епархии [[ 1904 год]] Список священнослужителей и церковных старост, упоминаемых в адрес-календаре Нижегородской Епархии за 1904 год, всего 3215 человек
1109 Казарин И. Г. Исп. должн. Псаломщика с. СОМОВКА Васильский уезд Единоверческие приходы

Нижегородская губерния в фондах РГИА N 991 Васильский у.
Николаевская церковь в с.[[Сомовка 1910 ]] 52-53

В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1918 г. на территории Лысковской и Лукояновской епархии их было 7
в селах Ахпаевка и [[Сомовка]] (современного Воротынского р-на), Спасское (административный центр современного Спасского р-на), Большое Мурашкино (ныне поселок) и Малое Мурашкино (современного Большемурашкинского р-на), Ужово (современного Починковского р-на) и Исады (современного Лысковского р-на).
В 20–30-х гг. XX в. эти и другие приходы Нижегородской (Горьковской) епархии подчинялись единоверческим Керженским епископам викариям Нижегородским. Покровский храм в Малом Мурашкине в настоящее время является единственным единоверческим приходом епархии.
5
Ф. 1679 оп.2 Управления Нижегородского губернского инженера Чертежи зданий религиозных объединений
церквей, молелен, синагог и мечетей. За 1924-25 гг. [[Изображение
План сомовской церкви.JPG|700px|thumb|center|План Сомовской церкви ]] [[Изображение
План сомовской церкви поперечный разрез.JPG|700px|thumb|center|План Сомовской церкви поперечный разрез]]
Настоящий чертеж, выполненный с натуры, согласно Обязательного Постановления Призидиума ГИКа за № 93 от [[11 августа 1924 года]] принят в Плановый Архив Управления Нижегородского Губернского Инженера и зарегистрирован под № 759 [[19 мая 1926 года]]
Зам.председателя церковного совета Егор Щелянсков [[Изображение
Продольный разрез сомовской церкви.JPG|700px|thumb|center|Продольный разрез Сомовской церкви.]]
снимки предоставил епархиальный древлехранитель Александр Дюжаков 22.09.2015 г.
Лысковский уезд [[До 04.09.1919 именовался Макарьевский уезд.Образован- 05.09.1779. Ликвидирован 16.05.1929 Венецкая (Барминовенецкая) волость до 20.06.1929]] [[Изображение
Сомовская церковь из Летописи.jpg|500px|thumb|center|Сомовская церковь из "Летописи Сомовской школы"]]

[[Старосты церкви с. Сомовка]]
[[Ефимычев Михаил Лаврентьевич (1910 г.)]]
[[Лукоянов Прохор Степанович (1901 г., 1904 г.)]]
Ф. 1679 оп.2 Управления Нижегородского губернского инженера Чертежи зданий религиозных объединений
церквей, молелен, синагог и мечетей. За [[1924-25 г.]]
548 - церковь в с. Сомовке, Венецкой волости, Лысковского уезда - 3 л.

Вот она гордость нашего села - красавица! Красивее здания в селе не было. [[Изображение
Сомовская церковь (фото О.Карасева).jpg|800px|thumb|center|Сомовская церковь святого Николы Чудотворца.]]
[[Изображение
Цветное фото Сомовской церкви.jpg|500px|thumb|center|Никольская единоверческая церковь села Сомовки Воротынского района Горьковской области]]
06.01.2013 г. -За праздники сходила к Лебедевой Ольге и сфотографировала цветную фотографию нашей церкви. Эта фотография принадлежала Калинкиной, она ее передала Ольге. Я узнала об этом летом, но что-то все не смогла дойти и переснять. [[Изображение
Сомовская церковь..jpg|800px|thumb|center|Сомовская церковь святого Николы Чудотворца. Дата постройки - 19 век. ]] 20.10.2019 г. - Слева, между домом Королевых и церковью, стоял молельный домик, он был большой - туда по воспоминаниям мамы, она ходила, там наверное переодевались служители. Всегда был народ.
Потом наверное его увезои Лунину Михаилу Харитоновичу в Зеленовку.
А вот на краю церковной шишки- где сейчас спуск на пришкольный участок, правее он дороги, стоял 2-х этажный дом. Она тоже туда ходила, Когда была маленькая (года 2 или 3) но всего 1 раз. Назначение его не помнит. Наверное там были маленькие с кем она дружила? Вроде не жили там?
Церковь была центром всей жизни в селе. Люди приходили в нее
молились, крестились, венчались, исповедывались, причащались.Моя соседка тетя Липа Королева(1915 г.р.?) мне рассказывала, как маленькие они ходили в церковь раз в неделю к батюшке на исповедь
не слизывали ли с молока пенки,не обманывали родителей и про все сокровенное. [[Изображение
Куклева Ровнов Слава.jpg|800px|thumb|center|Ровнов Слава из своего архива]] [[Изображение
Конновы и Вяловы у церкви.JPG|800px|thumb|center|Сомовская церковь год 1957 г.]] Мои соседи с гостями из Горького
Коннов Яков Степанович,Коннов Юра,Коннова Мария Яковлевна, Вялова т.Зина, Горынина т.Нюра, Горынина -Пучкова Вера (она с 1949 г.р. а так как в школьной форме. то делаю вывод, что ей не менее 8 лет). [[Изображение
Конновы у церкви.jpg|800px|thumb|center|Сомовская церковь год 1957 г.]]
Рано откопала еще одну фотографию из этой серии.
В верхнем ряду Вялова Зинаида, во втором Ровнова(Коннова) Мария, Кудрявцева Евдокия, Коннова Татьяна, Горынина(Вялова) Анна, Кудрявцева Нонна, Горынина Вера, сидят
Коннов Яков, Ровнов Слава, Коннов Юрий. [[Изображение
Фото Сомовской церкви из Воротынской газеты.jpg||800px|thumb|center|Вырезка из "Воротынской газеты" июль 2011 года.]] На фотографии Вялов Кузьма... Они родственники, поэтому я думаю эти 2 фотографии сделаны в один день. Так как мой дом находился почти напротив церкви, то в памяти осталось, какая церковь была красивая, высокая. Но вот нашла фотографию и кажется она сейчас уже не такой большой, как я ее помню. [[Изображение
Сомовская церковь.JPG|800px|thumb|center|Сомовская церковь год 1957 приблизительно. Лукоянов Александр Петрович,Лукоянов(Круглов) Николай и Николаева Люба ]]
Вокруг церкви росли огромные деревья
рябина в правом углу (такого размера рябины я больше не видела),липы,клены, они были огромные.Таких старых деревьев я не встречала, обычно они долго не растут. [[Изображение
Лошадь у Сомовской церкви.JPG||800px|thumb|center| Морозов Игорь Николаевич "Мимо Сомовской церкви на лошади проезжает кто-то в качалке. В такие качалки запрягали только рысаков и лошадь на фото бежит рысью, а галопом лошадь неслась в вскачь, а не бежала!" (сохранил Колеков Ф.)]]
Королев Валерий Александрович
"А когда церковь была и Сомовка еще красивее была. Очень красиво и далеко церковь смотрелась с Волги. Видно ее было от с.Бармино, с.Каменки, с.Разнежья, с.Михайловского и от западного конца с.Фокино. Правда деревянная, но красивая церковь. Покрашена белой краской. Ограда была на кирпичном основании, высотой 50-70 см., кирпичные столбы через 4 м ,а между столбами кованая, металлическая, искусно сделанная решетка. Ниже к Волге - поповский дом, большой пятистенок с верандой на Волгу.Я помню маленьким, да нет, уже подростками, лазили мы на верх, на колокольню и там на балке под колоколом было написано «1887 год». (Кстати, эта цифра написана была на обшивке кирпичного дома Антошиных, от нас через дом, т.е. они были ровесниками
дом и церковь). Колокола с нее поснимали в 20-х годах, а саму, дураки разломали в 1959 году, я в армии был в это время. Кстати,когда копали фундамент под школу очень много попадалось костей и черепов человеческих, но беспорядочно. Очень может быть, что церковь поставлена на каком-то захоронении.
Церковь была Никольская. Престол был в Сомовки в зимнюю «Николу» - 19 декабря. А что такое «престол»? Престольный праздник села (престол)– это день освящения церкви. Дело в том, что церкви раньше строили миром. Т.е. сход граждан принимал решение строить церковь, и все буквально все облагались какой-то повинностью. Кто чем мог! Кто тяглом, кто материалом, кто деньгами и пр. – и приступали к строительству. Строили иногда долго и если селение небольшое, то и труда и денег много надо. И вот по мере готовности в селение приезжал какой-то высокопоставленный церковный чин, освящал церковь и правил первую службу. Это событие всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. И сей день считался впредь престольным праздником села, а селение в дальнейшем именовалось «селом». Запомните
если в селении церковь – село, если нет – деревня, поселок или еще как, но не село!Сейчас «престолы» забываться стали, но наши родители их четко справляли, да и мы тоже!"
В давние времена школы для обучения детей в основном учреждались при церковных приходах и назывались церковно-приходскими. Своё название школа получила от того, что существовала на средства прихожан.История обучения детей грамотности утверждает, что служители церкви были наиболее грамотными людьми.В 1884 появились «Правила о церковно приходских школах», согласно которым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные). В начале 20 в. они стали соответственно 3-и 5-годичными. В одноклассных преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Судя по количеству жителей, контингент школы был мал. Для тех, кто отдал своих детей на учёбу, это событие было праздником. Поскольку за обучение детей нужно было платить самим прихожанам, такие возможности имели далеко не все из них.
Написала свои воспоминания о церкви,которую разрушили и на ее месте построили школу, летом 2010 года.Не задумываясь,какой это примет поворот. Статью мою прочитал В.Муромцев - родственник Терновских. Приехал в сентябре 2011 г. в Сомовку. Вместе с Терновским Владимиром они нам дали возможность посмотреть фотографии их семьи.С начала существования Сомовской церкви с 1884 года по 1932 год - священнослужителями в ней были Терновские. [[Изображение
Церковная школа.jpg||800px|thumb|center|Церковно-приходская школа]]
В «Календаре на 1888 год», выпущенном Нижегородским епархиальным управлением имеются сведения о старообрядческих единоверческих церквах. На территории Васильского уезда их было две – в Ахпаевке и Сомовке. О Сомовской церкви сказано
"Церковь деревянная во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в '''1884''' году, однопрестольная. Прихожан 183 мужчины и 211 женщин. Имеется церковно-приходская школа, в которой обучалось 35 мальчиков. Церковь имела 2 десятины земли". (Десятина — единица площади в России до 1918 года, равная 1,0925 га.) [[Изображение
Церковно приходская школа Сомовки 2.jpg||800px|thumb|center|Церковно-приходская школа]]
Терновский Николай Иванович состоял членом комитетов по постройке церкви и школы в селе Сомовка в 1887 и 1901 годах,был заведующим Белогорскою школой грамоты -с 1887-1893 годы.Был заведующим и законоучителем Сомовской церковно-приходской школы с 1885 года по 1902 год. [[Изображение
Дом Терновких.jpg||800px|thumb|center|Дом Терновских - по всей видимости стоял в церковной ограде]] А сейчас я буду составлять список сомовских учеников церковно -приходской школы

1.Чирков Алексей Григорьевич 1881 г.р. закончил 2 класса (прадед Чирковой Антонины Александровны).
2.По воспоминаниям Нины Мольковой(Кисуриной) в церковно-приходской школе училась ее прабабушка (Коннова -жила в том доме,где живут Котельниковы), она ей показывала грамоту которую ей вручал местный батюшка,но грамоту недавно потеряли - жалко -мы тоже посмотрели бы на нее и сделали какие-то выводы.
3. Королев Александр Иванович 1909 г.р. - закончил 4 класса(воспоминания Королева Валерия Александровича)
Пока не совсем поздно пополняйте список -узнавайте о своих родственниках. Учёба велась четыре дня в неделю. [[Изображение
Священник с.Сомовка Терновский Александр Васильевич и его жена - Олимпиада Васильевна. Фото из архива Муромцева В.П..jpg|800px|thumb|center|Священник с.Сомовка Терновский Александр Николаевич и его жена - Олимпиада Васильевна. ]]
Терновский Александр Николаевич. Проходил должности
А)- учителя церковно-приходской одноклассной школы с 1 ноября 1885 года по сентябрь 1903 года;
Б)- законоучителя школы грамоты с 15 июля 1888 года по 27 октября 1891 года;
Священник Сомовской церкви Александр Николаевич Терновский, уроженец села Ахпаевки. Интересно, что на протяжении сорока лет (предположительно, с 1890 по 1932 годы) он не только служил священником в Сомовской церкви, но и вёл метеонаблюдения, за что и был отмечен наградами,как при царской, так и при советской власти.Бабушка моя Пирякова Анастасия Степановна - из семья старообрядцев. Батюшку Терновского она признавала,хотя в церковь не ходила. Церковные обряды он проводил (с ее слов) по старообрядским правилам. Никонианскую веру не принял до конца. В 1932 году Александр Николаевич был арестован и приговорён к трём годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1941 году он умер, и был похоронен рядом с церковью в Сомовке. Там же – в 1944 году – была похоронена и его жена Олимпиада Васильевна Терновская. [[Изображение
Семья священника Терновского А.Н. Фото из архива Муромцева В.П..jpg|800px|thumb|center|Семья священника Терновского А.Н.]]
Всего у Терновских было шесть детей, в том числе и бабушка Владимира Муромцева – Ольга Александровна Эрлет(1891 года рождения), Елизавета (1904 г.р.), Владимир(1909 г.р.), Леонид, Александр, Нина.
Лиза умерла в 5 лет схоронили у церкви и ее памятник был на наше кладбище перенесет непонятно когда и просто стоял на пустом месте не на могиле а когда стали уделывать могилу Терновских где схоронены Терновские, то памятник Лизы поставили в их ограду к родственникам. [[Изображение
Из фотоархива Гребинович Н.Г..jpg|600px|thumb|center|05.10.1916 г. Эрлет (Терновская) Ольга Александровна(1891 г.-1969 г.)Из фотоархива Гребенович Н.Г.]] Эрлет Ольга Александровна (25.07.1908 г.-1920 г.)-заведующая церковно-приходской школой.

'''23 января 2015 г. пришло сообщение.'''
Капиталина, здравствуйте! Меня зовут '''Ольга Ивановна по матери Лебединская'''. Мама (1911 г.р.) умерла давно, она уроженка с. Крутец. О своей Нижегородской родине почти ничего не рассказывала. Я занялась поиском своих корней два года назад. У меня есть информация, что в 1917 г. '''Петр Лебединский''' (1880 г.р.)был перемещен на псаломническое место из села Ключиши в церковь села Сомовка. В 1918 г. умирает, его жена Анна. Со слов мамы,она пела в церковном хоре и простудилась. Осталось пятеро детей, которых распределили по родственникам. С этого времени и до момента ареста и расстрела в 1937 г. ни о нем, ни о его детях пока ничего не знаю.
'''Буду очень благодарна за любую информацию.'''
Пока мне, Ольга Ивановна, сказать нечего. [[Изображение
Куклева Казарин Иван Григорьевич, мать Евдокия Евграфьевна1.jpg|800px|thumb|center|1930 год.Семья Казарина Ивана Григорьевича. Архив Шабалиных]]
1930 год. Казарин Иван Григорьевич,его жена Евдокия Евграфьевна (Якимова), дочь Зоя (Базунова)(30.11.1914-26.04.2003 г.) , сын Вячеслав (10.10.1911-22.08.1966 г.) и внук Анатолий Анатольевич(1923-24.08.1942 г.).
Шабалин В. "Про чин Ивана Григорьевич не знаем, Люба в поминанье пишет иерей." (в Русской православной церкви — рукоположенный женатый священник) [[Изображение
Куклева Казарин Вячеслав Иванович1.jpg|800px|thumb|center| Казарины Иван Григорьевич и Вячеслав Иванович.Архив Шабалиных]]
Сейчас я помещу материал о человеке,который последним служил в нашей церкви. [[Изображение
Выписка из послужного списка на назначение Лебедева П.П..jpg|800px|thumb|center|Выписка из Послужного списка Лебедева П.П. о том что с 1934 г. по 1937 г. он священствовал в Никольской церкви с.Сомовка Воротынского района Горьковской области]] [[Изображение
Лебедев_Павел_Петрович.jpg|300px|thumbcenter|Лебедев Петр Павлович]] [[Изображение
Лебедев на сомовском кладбище.JPG|300px|thumbcenter|Сомовское кладбище]] [[Изображение
Допрос Лебедева Петра.JPG|300px|thumbcenter|Допрос Лебедева Петра Павловича ]] [[Изображение
DoprosL-2.JPG|300px|thumbcenter|Допрос Лебедева Петра Павловича ]]
Лебедев Петр Павлович – 25.06.1898 г. р. в с.Золотое Саратовской области, русский, служитель религиозного культа, сын священника, образование среднее в 1918 году окончил Саратовскую духовную семинарию, священник, повенчан на дочери священника. [[Изображение
Супруги_Лебедевы.jpg|500px|thumb|center|Супруги Лебедевы.Жена Лебедева Евгения Павловна (1906-1984 г.г.).]]
Поближе к дочери решил перебраться отец Бенедиктов_Павел_Васильевич с женой красавицей Анной_Павловной. В то страшное время - они ничем не могли помочь друг другу. В одном допросе - "Уважаешь Тухачесвского?" в другом "Почему не уважаешь?" [[Изображение
Бенедиктов_Павел_Васильевич_(1880_г.р.).jpg|300px|thumbcenter|Бенедиктов Павел Васильевич (1880 г.р.)- отец Евгении Павловны]] [[Изображение
DoprosB-1.JPG|300px|thumbcenter|допрос Бенедиктова Павла Васильевича ]] [[Изображение
DoprosB-2.JPG|300px|thumbcenter|допрос Бенедиктова Павла Васильевича ]] [[Изображение
DoprosB-3.JPG|300px|thumbcenter|допрос Бенедиктова Павла Васильевича ]] [[Изображение
Бенедиктова_Анна_Павловна.jpg|300px|thumbcenter|Бенедиктова_Анна_Павловна- мама Евгении Павловны]] [[Изображение
Семья сомовского священника Лебедева.jpg|500px|thumb|center|Семья сомовского священника Лебедева]]
Дети
Татьяна (1926 г.р.) , Василий (1928 г.р.), Леонид (1936 г.р.), Галина (1946 г.р.) и Ольга (1948 г.р.) 20 .07.1922 г. Преосвященным Иовом, управляющим Саратовской Епархией – посвящен в священный сан. В 1931 г. награжден камилавкой Преосвященным Серафимом. Указом Патриарха Московского Алексея награжден золотым наперстным крестом. 04.09.1946 г. Преосвященным Зиновием епископом Горьковским В 1937 г. был осужден Горьковской тройкой Н.К.В.Д по ст.58 $ 10 Петр Павлович отбывал срок в Кировских лесах на лесозаготовках.Не кормили почти, а у кого не хватало сил - тех отвозили в глухое место и бросали , что однажды сделали и с ним.Когда он уже отчаялся привиделся ему старец, который указал ему дорогу из этого места. Позже он понял, что это был святой Георгий. И надо же такому случиться, что через некоторое время, его за успехи в работе вручили награду святого Георгия.
С 1928 года началась коллективизация и крестьяне то объединялись, то разъединялись,но к 1932 годах появились колхозы в районе.В селе открыли школу. [[Изображение
Нина Алексеева у сомовской церкви.JPG||500px|thumb|center| 1956 год - Нина Алексеева у своего дома]] В церкви молиться запретили, но все равно молились. В нашей Церковной улице молились в доме Николаевых - он стоял рядом с дорогой на Синев - деревянный высокий дом.В Средней улице молились у Порфирия- полукаменный дом между Казариным и Суриным домами. Активисты ходили по деревне и смотрели у кого горит свет по вечерам. Может тогда уже иконы были перенесены из церкви в дома.Обсуждалось поведение учителя Дмитриева Ефим Михайловича. так как у него горел свет, то решили, что он молится, а на собраниях выступает активным атеистом. Не знаю точно причину за что был сослан его брат Александр. Говорят, что обоих хотели сослать, но трезвые головы отстояли Ефим Михайловича - оставили учить детей. [[Изображение
Черыгин Федор у сомовской церкви.jpg||800px|thumb|center| 1956 год Черыгины Федор и Зинаида, Щелянсков Юрий у Сомовской церкви.]] В 60-е годы председателем колхоза был Волков Анатолий Михайлович.Михаил Иванович Базунов рассказывал, что было очень много споров по поводу, где строить. И рассматривали ровное место - площадку за Кузнечным переулком - около Ровнова дола, как идти на Гриву. Но решили сломать церковь. [[Изображение
Куклева Ровнова Елизавета с Марией у церкви.jpg|600px|thumb|center|Ровнова Елизавета Ефимовна с дочерьми Марией (1950 г.р.) и на рукаах Галя (1953 г.р. )у церкви. ]] [[Изображение
Куклева Полуразрушенная церковь в с.Сомовка примерно 1962-1963 год.jpg|800px|thumb|center| Полуразрушенная церковь примерно 1962-1963 год.]] [[Изображение
Куклева терновский от своего дома 1966 г (1).jpg||800px|thumb|center|1966 г. Фотография Терновского Владимира Александровича от своего дома]] [[Изображение
Ограда сомовской церкви.jpg||800px|thumb|center|Звено ограды от церкви,перенесенная на сегодняшнее кладбище.]] Вокруг церкви была красивая ограда с красивыми коваными железными звеньями.На фото видны кирпичные столбы с крышами, когда крыши разрушили,мы стали залезать на столбы и подолгу сидеть. А какие были ворота!На них мы забирались и качались, но это когда уже сломали церковь. [[Владимир Даль "ПОДЗЕМНОЕ СЕЛО"]]
"... вот Васильсурск городок, так уж на том, видимо, лежит гнев Божий.
Город на двух судоходных, рыбных реках, место бойкое, самое торговое, рыболовство хорошее — кто сурской стерляди не знает? Она и в Питере, и в Москве в одной цене с шекснинскою; и сбыт на этом месте всякому товару; вниз и вверх по Суре места хлебородные, земли обильные, хлебная торговля и обороты в ней большие; проезд на все четыре стороны, разгон такой, что, казалось бы, одними постоялыми дворами надо городу разбогатеть.
А нет тебе вот ничем-ничего; бедность такая, что разве только с голью потягается, город обнищал, народ измошенничался — голыш на плуте, плут на голыше да плутом и погоняет…
А отчего? Нет Божья благословенья.
Когда в старинные годы васильсурцы стали вдруг наживаться, как повалила им деньга со всех сторон, так они забыли Бога, забыли и добрых людей.
Три церкви у них развалились, а им не до того было, чтобы, себя сберегая, позаботиться о Божьем доме; все три церкви до того развалились, что службу остановили. Вот и согрубили васильцы перед Господом и каются теперь. Что ни деется на свете, все по грехам нашим. За беззаконие и встарь погибали, ныне погибают, да, вишь ты, не верим.
Господь долго терпит, да больно бьет."

с.Сомовка: »Сомовские "КОРНИ" Терновские Подробнее.


Терновский Н.Н.Терновский Николай Иванович состоял членом комитетов по постройке церкви и школы в селе Сомовка в 1887 и 1901 годах,был заведующим Белогорскою школой грамоты -с 1887-1893 годы.Был заведующим и законоучителем Сомовской церковно-приходской школы с 1885 года по 1902 год.


Терновский Александр Николаевич. Терновский Александр Николаевич(1865- 28 ноября 1940 г.)-потомственный почетный гражданин, родился в 1865 году в с. Ахпаевка Васильскогоуезда Нижегородской губернии,священник церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая села Сомовка. Александр Николаевич окончил 28 июля 1897 году министерское училище. Служил в церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая с ее открытия в 1884 году, сначала
14 июня 1884 года- псаломщик(в 19 лет),
1885 году был посвящен в стихари,
8 сентября 1888 года- дьякон (в 23 года),
24 сентября 1902 года- (в 37 лет)- по 1932 год-священником, рукоположен во иерея в сей церкви-6 октября 1902 года,всего 48 лет на одном месте.Проходил должности:
А)-учителя церковно-приходской одноклассной школы с 1 ноября 1885 года по сентябрь 1903 г;
Б)-законоучителя школы грамоты с 15 июля 1888 годапо 27 октября 1891 года;
В)- члена заместителя Благочинического Совета с 4 сентября 1911 года по 22 января 1915 года;
Г)-члена Совета, окружного противораскольнического миссионера, библиотекаря и казночея Васильского Братства св.Креста с 10 декабря 1901года…
Награжден:
1898 год- серебряной медалью на Александровской ленте;
1898 год- темнобронзовою медалью по 1ой всеобщей переписи;
1900 год- грамотой Архипастырского благославления;
1902 год- грамотой благославления Святого Синода.
1904 год -набедренником;
1911 год- орденом св.Анны Ш степени;
1913 год- бархатной фиолетовою скуфьей;
1916 год- орденом св.Анны П степени;
Имеет медали:
в память императора Александра Ш,
25-летия церковных школ
300-летия Царствования Дома Романовых.
В течение 40 лет вел метеорологические наблюдения, на фотографии дома, рядом с церковью, виден столб с измерительным ведром для осадков. Арестован 14 марта 1932 г. Приговорен: тройка 14 мая 1932 г., обвинение: 58-10, -13. Приговор: к 3 года лишения свободы в исправительно - трудовом лагере (ИТЛ). Источник: Книга памяти Нижегородской области. (Статья 58 пункт 13 Уголовного кодекса РСФСР от 26 г.- пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем насильственных или изменнических действий или путем активного или пассивного противодействия Рабоче - Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговой повинностей, - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет).
Его жена, Терновская Олимпиада Васильевна (Серебровская) родилась, предположительно в 1869 году в Н.Новгороде, т.к. ее отец , Серебровский Василий Федорович, с 1864 года служил в Успенской церкви Н.Новгорода, а в 1870 году перемещен в Шелокшу. Умерла 16 сентября 1942, была похоронена вместе с мужем в церковной ограде села Сомовка, после закрытия и разрушения церкви в 1962-64 годах захоронения перенесены на сельское кладбище.


Эрлет О.А.Эрлет Ольга Александровна (25.07.1908 г.-1920 г.) - заведующая церковно-приходской школой.

с.Сомовка: »Сомовские "КОРНИ" Лебедевы Подробнее.


Лебедев П.П.С 1934 г. по 1937 г. Лебедев П.П. священствовал в Никольской церкви с.Сомовка Воротынского района Горьковской области

Воспоминания дочери, последнего священнослужителя села Сомовка, Лебедева Петра Павловича.


Семья была большая, вспоминает младшая дочь – Лебедева Ольга Петровна , 1946 года рождения. Детей у моих родителей было 7 человек – много или мало в то трудное время, сейчас сказать трудно. Необходимо учесть, что одиннадцать лет мама воспитывала детей одна, не имея собственной крыши над головой и участка земли. Эти годы были самыми трудными в нашей жизни: голод, болезнь, переживания, смерть детей, аресты отца и деда. Причина арестов в том, что папа и дедушка были священнослужителями.
Мой дедушка –Бенедиктов Павел Васильевич , 1874 г.р., отец мамы,был священником села Белавка Воротынского района. Арестован в ноябре 1937 года и это был не первый арест. Приговорен Тройкой НКВД к высшей мере наказания. Расстрелян - 21.02.1938 г. и погребен в общей безвестной могиле. Для младшей внучки осталась только дата смерти, которую помнит всегда. В детстве мать и бабушка внушали детям, что дед пропал без вести. Моя мама и бабушка были мудрыми женщинами и оберегали своих детей. Последнее место службы Бенедиктова Павла Васильевича – село Криуши Воротынского района. Бабушка Бенедиктова Анна Яковлевна – умерла в марте 1947 года в селе Вторусское Чернухинского района Горьковской области.
У деда и бабушки было - 4 детей (три дочери и один сын )
Дочь – Антонина Павловна – жила и работала на автозаводе;
Дочь – Людмила Павловна – жила и работала в торговле пос. Бармино.
Дочь – Евгения Павловна – мать Ольги Петровны.
Сын – Михаил Павлович – жил и работал на автозаводе.
Ольга Петровна часто вспоминает рассказ Антонины о том, как оказалась тетя Тоня в селе Сомовка. Жили они в Саратовской области в селе Золотое, и там был голод. Мой папа приехал и всех забрал. В это время был хлеб в Сомовке и вся семья начала поправляться.
Вот еще одно воспоминание, когда папа служил в Семьянах, он начал сильно болеть. Приехал к председателю колхоза с.Сомовка – Волкову Анатолию Михайловичу -это были 1958 – 1959 года и попросил выделить землю. Родители купили дом под снос и его перевезли на улицу Зеленовка (Комсомольская). Помогали строить сомовские мужчины. Так впервые появился собственный дом у семьи Лебедевых. Сейчас в этом доме на улице Комсомольская проживает дочь Петра Павловича и Евгении Павловны – Лебедева Ольга Петровна. (священнослужителям нельзя было обзаводиться своим хозяйством. Церковь, отделенная от государства находилась на собственном содержании. Были постоянные проверки священнослужителей).В первый свой приезд в Сомовскую церковь семья Лебедевых жила -квартировала напротив церкви, в доме Коннова Якова Степановича.
Задаю вопрос:« Почему в Сомовке, решили купить дом?» Ольга Петровна ответила:« Когда папа сидел, жители Сомовки не оставили семью в беде.» И тут же опять нахлынули воспоминания.
Приехали в село Сомовка на лошадях и все дети были удивлены, когда увидели сады. За свою жизнь они никогда не видели столько яблок. Представляете, их можно было есть сколько душе угодно! И таких вкусных, еще не едали!!! Наелись так, что животы раздуло. Благодаря жителям Сомовки все пять детей остались живы. Двое детей умерли от голода в 30-тые годы - в Саратовской области.
Мои родители: Лебедев Петр Павлович и Лебедева ( Бенедиктова)Евгения Павловна – были из семей священнослужителей. И папа, и мама закончили духовную семинарию. Папа служил священником, а мама была вместо псаломщика, пела в хоре. Дети редко видели отца, много работал. Дочь помнит папин тулуп из овчины, на котором с сестренками любили играть, а еще вспоминает: чемоданы, сумки, котомки. Служители церкви, они как военные. Едут по направлению духовенства.
Лебедев Петр Павлович служил в Семьянах – 2 раза;
в Разнежье-2 раза;
в Княгининском районе;
в селе Ивановское Спасского района,
в селе Сомовка,
в селе М.Мурашкино,
в селе Вторусского Чернухинского района,
в селе Просек Лысковского района,
в городе Кулебаки,
в городе Выкса.
Запомнила рассказ отца. Когда служил в селе Роженцово Шаранского района - это направление на Шахунью в 1963-1964 гг. В тех краях было заведено, на панихидный стол, вместо продуктов, жители в корзинке приносили живую птицу, в основном петухов. И во время панихиды петухи пели на всю церковь. Это было последнее село где, отец Петр, служил. Дочь Ольга помнит, как у отца сильно болели обе ноги, а вернее стопы ног и они были синего цвета. Служба в сельских церквях проходила в холодном помещении, да и лагеря были на севере – 11 лет это не такой уж и маленький срок.

    Зимой 1936 года с отцом произошло чудо! Мой папа остался жив! Осужденные работали на строительстве дорог в северных областях. Перевозили по железной дороге. Ослабленных осужденных выбрасывали прямо из вагона, в это число попал и мой папа. Когда очнулся, то понял, что жив.
    Вскоре увидел мужчину, который показывает дорогу, куда ползти. Хотел поблагодарить, но когда обернулся – мужчины нет. Начал вспоминать - на кого этот мужчина был похож? Это был - Григорий Богослов. Появились силы и начал продвигаться вперед, с единственной мыслью: «Жив, значит - буду жить!» Молитвы, обращенные к богу, давали силы, и только весной папа добрался до Сомовки.
    Спустя годы отца награждали церковным яйцом.И какого было его удивление! На яйце был изображен Григорий Богослов! Получив ее, отец замер и не мог произнести ни слова.
    Вот оно чудо!
    Яйцо это, Ольга Петровна передала в Воротынскую церковь Нерукотвореново Спасова образа.

Сын Василий увидел отца и не узнал, только через маму смог вспомнить. В этот день сын Василий пас колхозную скотину, а ему всего было 9 лет.Пять детей, благодаря сельчанам, остались живы:
1.Лебедева Татьяна Петровна 1925 г.р., умерла 1982г. Работала токарем на Автозаводе;
2.Лебедев Василий Петрович 1927 г.р., умер в 1996г. Работал на Автозаводе в горячем цехе. У Василия – 2-е дочери: Нина и Алевтина – пенсионерки, живут в г.Нижнем Новгороде.
3.Лебедев Леонид Петрович 1934г.р., умер в 1972 году. Работал водителем на молокозаводе г. Нижний Новгород. У Леонида три дочери: Вера, Надежда, Любовь – живут в г.Нижнем Новгороде.
4.Лебедева Галина Петровна 1944 г.р., умерла в 2002 году. Трое детей: Ирина, Ольга, Николай. В живых осталась Ирина, которая живет в Арзамасе.
5.Лебедева Ольга Петровна 1946 г.р., пенсионерка, ветеран труда, 40 лет проработала в торговле.
Как видим, династия священнослужителей семьи Бенедиктовых и Лебедевых прервалась. Но все дети в семье были верующие, в семье соблюдались все церковные обряды и посты. Ольга Петровна и по настоящее время поддерживает связь с отцом Василием из Фокинской церкви и отцом Сергием из Воротынца. Помогает сельчанам провести многие церковные обряды, собирала пожертвования на Поклонный Крест, на восстановление изгороди на Сомовском кладбище, и просто делает добрые дела сельчанам.
Ольга Петровна говорит, что мы никогда не скрывали своего происхождения. В школе, на улице над нами никто не смеялся. Октябрятами, пионерами, комсомольцами – никогда не были, и это не мешало нам общаться со сверстниками, было много друзей и подруг. Мы, как и все дети, вспоминает Ольга Петровна, были временами озорными и непослушными. Помнит, как в 4-5 лет с сестрой Галиной, платье с якорями разделили на двоих, и я начала шить на машинке, да так, что прошила палец на руке, шрам остался навсегда. Мама начала ругать, но вступилась за меня старшая сестра Татьяна. Она сказала: «Не переживай мама, наша Оля будет шить!» И действительно, Ольга шьет и сейчас старушкам из Сомовки: платья, халаты, ночные рубашки, даже ремонтирует швейные машинки.
Предсказание старшей сестры Татьяны – сбылось. В семье Лебедевых были и радостные события. Вспомнила свадьбу брата Василия, которая проходила в Разнежье.
Это было в 1951 году. Ольгу и Галину отправили к соседям. На свадьбе маленьким детям делать нечего. Сестре Гале было 7 лет, а Ольге-5 лет. Украдкой убежали со двора и на свадьбу… Гости смотрят, а они уже за столом с молодыми.
Каждый праздник и в выходной день, когда не было занятий в школе, всей семьей ходили на службу в церковь.
Красивая была церковь в селе Сомовка. Но большая беда в Сомовке случилась, когда Ольга училась в 7 классе. Церковь святого Николая Чудотворца начали разрушать. Родители запретили присутствовать детям на таком « мероприятии». Но ученики, возвращаясь с занятий из школы, бежали со всеми сельчанами, туда, где разрушали святыню. Стоял крик и вопли.
Центральный купол, над алтарем тащили 12 часов трактором. Со слов очевидцев, трактористов поили самогоном. Эти трактористы быстро ушли из жизни. Вот поэтому, последним местом службы отца Петра была не Сомовка, а село Роженцево Шаранского района.
Лебедев Петр Павлович умер в 1964 году и похоронен на кладбище села Сомовка.
Священнослужитель Лебедев Петр Павлович неоднократно за годы службы награждался:
в 1931 году награжден камилавкой Преосвященным Серафимом;
Указом Патриарха Московского Алексия награжден золотым Наперстным Крестом;
26 апреля 1956 года Святейшим Патриархом Алексием награжден ко дню Святой Пасхи – САНОМ ПРОТОИРЕЯ.
Со слов Лебедевой Ольги Петровны записала – Савоста Светлана Борисовна.

В 1960-е годы председателем колхоза"Волжанин" в с.Сомовка был Волков Анатолий Михайлович. Колхоз развивался,политика в стране была в то время такая, что из деревни уехать было трудно,не давали документы. После войны в с.Сомовка детей было много и три дома-школы были переполнены.Приняли решение построить новую школу. Михаил Иванович Базунов рассказывал, что было очень много споров по поводу, где ее строить.
Один из вариантов:за Кузнечихой, где дорога на Гриву. Место ровное.Но политика того времени на искоренение всего чуждого строительству коммунизма, победила. "Мы наш, мы новый мир построим...". И вот приняли решение сломать церковь.
Воспоминания Колекова Федора:

"Новый трактор получили я и Пиряков Владимир. Радость была от такого события.Дают задание: "Будете растаскивать купола церкви тросами или отберем трактор". Мы отказались от такого задания. Уговорили Горынина Евгения. Волков А.М.предварительно дал указание Мошкову Федору - загрузить всю церковную утварь и отвезти в Лысковскую церковь на машине."

Что осталось, люди несли по домам: иконы - всякие и большие и маленькие -надо было спасать, хотя, если представить, что это было за время - то это было делать страшно-боязно. Коммунисты - активисты Ровнов Федор Васильевич, Чалов Михаил, Зюзин Александр, Сухов...забрались по церкви к куполам, завязали веревками кресты. Съехалось полно народу, когда ломали церковь (год может 1961) или 1964 предположил Федор Колеков – стоял крик. Толпа была огромная, приехали на лошадях из соседних сел и бежали, бежали люди - не верили, наверное, что святое можно поломать и не быть наказанным.
Кто будет в Чебоксарах рядом с певческим полем, направо женский монастырь.Там наша церковная икона (из Сомовской церкви) "Владимирская Божья матерь",ее отдала туда Базунова-Пятунина Римма Романовна. А спас икону ее дедушка Федор Пиряков. Он ее взял себе, когда церковь рушили. Она, где канон, находится.В разнежскую церковь (где-то в 1974 году)Антошина Ираида передала большой подсвечник и еще что-то из Сомовской церкви.
    Может доживем до того времени,когда примут решение и построят в Сомовке церковь, и соберут туда все, что было там раньше, намоленное нашими прадедами в тяжелые времена.Кто что вспомнит о нашей красавице церкви - пишите и расcпрашивайте бабушек и дедушек о ней.

География

История села

Сомовка сегодня

    Яблочный спас.

Радоница

Сайт "Воротынское благочиние." Далее

фото фото фото фото фото фото фото фото фото фото

Семейное дерево Терновских

Далее






Семейное дерево Лебедевых

Далее




Церковь с.Фокино


Внутреннее убранство старой церкви с.Фокино
Из книги А.Куклева "Фокино на Волге" : церковь в честь Михаила архангела была двухступенчатового состава. Имела 2 штата церковно-служащих (2 священника, 2 дьякона, 2 псаломщика, 2 паномаря. Служба проходила дважды, с самостоятельным ведением всей документации
"сгорела старая каменная заброшенная церковь, приспособленная под мельницу, а потом под слесарные мастерские, позднее разобранная и из ее камня в 1937 году было выстроено в селе всенародной стройкой каменное здание для средней школы, явившимся большим событием и подмогой к зданиям трехклассной церковно-приходской и семилетней школы".

События Фокинской церкви

Подробнее

Владимир Даль
ПОДЗЕМНОЕ СЕЛО


"... вот Васильсурск городок, так уж на том, видимо, лежит гнев Божий. Город на двух судоходных, рыбных реках, место бойкое, самое торговое, рыболовство хорошее — кто сурской стерляди не знает? Она и в Питере, и в Москве в одной цене с шекснинскою; и сбыт на этом месте всякому товару; вниз и вверх по Суре места хлебородные, земли обильные, хлебная торговля и обороты в ней большие; проезд на все четыре стороны, разгон такой, что, казалось бы, одними постоялыми дворами надо городу разбогатеть. А нет тебе вот ничем-ничего; бедность такая, что разве только с голью потягается, город обнищал, народ измошенничался — голыш на плуте, плут на голыше да плутом и погоняет… А отчего? Нет Божья благословенья. Когда в старинные годы васильсурцы стали вдруг наживаться, как повалила им деньга со всех сторон, так они забыли Бога, забыли и добрых людей. Три церкви у них развалились, а им не до того было, чтобы, себя сберегая, позаботиться о Божьем доме; все три церкви до того развалились, что службу остановили. Вот и согрубили васильцы перед Господом и каются теперь. Что ни деется на свете, все по грехам нашим. За беззаконие и встарь погибали, ныне погибают, да, вишь ты, не верим. Господь долго терпит, да больно бьет."

Адресс:

с.Сомовка, Воротынский район, Нижегородская область, Россия

Тел:

+7 915-946-73-27 Ольга

+7 910-107-99-19 Капитолина

E-mail:

madam.cuklewa@mail.ru