Сомовские "КОРНИ"
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.»
Пушкин А.С.
Когда у древа корни крепки, то и крона радует глаз.
Когда у древа корни крепки, то и крона радует глаз.
СЕМЬ Я – я, папа, мама, две бабушки, два дедушки. Это корневая система. Этот уровень надо знать обязательно. Хорошо знать предков до седьмого поколения. Очень важно оставаться подключенными к этим «корням». Посмотрите, какая у вас «корневая система»? И обязательно соберите информацию о том,чем жили или живут ваши родственники, что они умеют, чем известны. Это правильно – знать о своем Роде. И гордиться им.
Каждый из нас – вершина пирамиды. А под нами сотни тысяч предков, сумевших быть живыми, здоровыми и дать продолжение роду. И мы считываем себе эту проверенную веками информацию. Наши прапрабабушки и дедушки нашли способы быть успешными, любящими, любимыми и передали это дальше. Так вот, когда мы подключены к энергии рода, у нас есть силы жить и быть успешными. Это ресурсное состояние. Наша задача – принимать и любить своих родителей, бабушек и дедушек. Они нам дали жизнь, а это самый главный дар. Семейные ценности способны удержать молодое поколение от искаженных убеждений и мировосприятия, быть реализованными в делах и воплощенными в детях. Нормальная связь с семьей, родом - всегда делает сильнее.
Есть в интернете много сайтов с построением генеалогического дерева. Кто-то может его сделать сам. В некоторых школах это учат делать в начальной школе. В Воротынской школе такие задания ученики делают. Очень рады будем, если кто-то, составив свое дерево, пусть маленькую ветвь, опубликует ее у нас и соединив ее с другой, мы вместе построим дерево. Пусть вспомним не семь поколений предков, но главное начать, пока не совсем поздно.
Ждем родовых ветвей и веточек.Ждем рассказов о своих корнях.Есть много фотографий, нужно
добавить хотя бы коротко описание жизни своих прадедушек и пробабушек.
Напишем историю жителей с.Сомовка!Деревья будут очень ветвистыми и спутанными!Но как здорово
их распутывать!
Прошу совета
Более 4 лет я думаю, как лаконичнее и в тоже время нагляднее, сделать описание семейного дерева. Увы! Ничего подходящего пока не нашла.
Помогите!
Сайт написан на языке html.
Я его изучаю - но так как материал пополняю постоянно - изучать не получается. Наверное такое большое дело требует помощника.
Но рада любому совету.
На других сайтах я создавала свое дерево - проблема везде одна - сайт забирает твои данные, а вот выдает не всегда на все носители.
В html построить дерево я не смогла - считать уровни - сложно.
MyHeritage Updates- сайт расчитан на 300 членов семьи - выше за деньги. И как его завести в наш сайт?
Сейчас , когда стала писать ветви наших "Сомовских корней" поняла сама и получила отзывы - трудно воспринимать - да и писать. Ветви длинные.
Но так хочется докопаться, а чей все-таки род в Сомовке самый древний!
Написала "Вяловы", "Батулины" и "Пиряковы" - я из них - они огромные!
"Горынины" - мои муж , а соответственно мои дети - не уступают ....!
А сейчас - я на распутье. Нужно систематизировать материал. Собрать в одно место пока еще можно у кого-то спросить.Но как это преподнести?
Куклева К.Ф.
"Предположение о появлении некоторых не совсем сомовских фамилий.
В те времена, когда еще служили в армии по 25 лет - семьи с достатком, могли позволить купить вместо своего сына человека. Отслужив , он возвращался в семью, которая его покупала.
Так в с.Сомовка появились Железцовы и Николаевы.(версия Николаевой Екатерины Федоровны)
Пока есть данные, требующие дополнений , много ошибок и предположений.
Дополняем текстом, описанием событий, сохранившихся в памяти, фотографиями, схемами,...
Кое-что о предках.Воспоминания Королева В.А. (1937 г.р.)
"«…растеряли мы добрую опору в семейном воспитании – чувство рода, те корни, которые питали каждого из членов семьи честью, гордостью и почитали предков»
Какой уж тут род , если ничего не знаем о своих бабушках и дедушках?
Может быть, мы потому плохие родители, потому что плохие дети?
Что мы знаем о своих предках , как дети?
Да почти ничего! Так и хочется сказать: плебеи мы!
Рабы!
Рабы живота своего и обстоятельств!
А вот дедам моим не повезло.
Оба погибли в первую мировую войну 1914 года. Видать хорошая была «мясорубка». Коли забирали всех подряд. Я имею ввиду, что забирали детных.
У моего поколения дедушек было мало. Может быть, в свое время и считали, сколько их погибло, но мы не знаем. По разговорам же старших – погибло много.
С какого года рождения были мои деды? Я спрашивал многих своих родичей, но уже поздно, т.е. после смерти отца, дедов и брата дедушки по отцу Королева Григория Михайловича.
Никто ничего не знает.
Мой дед по отцу Королев Иван Михайлович.
Когда его забрали на войну, у них с бабушкой Пелагеей уже были: Федор – 9 лет, Александр – отец 5 лет, Анатолий -3 года и бабушка Пелагея была беременна Марией (Мошкова Мария Ивановна).
Вот так! От четырех детей забрали и убили. Все они остались на попечении прадеда Михаила Илларионовича и Григория Михайловича.
Если считать, что раньше женились раньше, чем теперь, то моему деду было 28-30 лет.
Клинцев Лазарь Федорович, мой дед по матери. Когда его забрали, тетке Вали (Шишариной) было 3 года, а моей матери всего 1 год. Ему, наверное, было около 25 лет. Забрали – и погиб!
Где и когда точно погибли? Кто теперь ответит! Вечная им память. Скорее всего и лежат их кости в чужой земле. И, вообще, много наверное русских костей по всей Европе разбросано! Да и не только в Европе (Манчжурия, Порт-Артур).
Простите нас деды, что не знаем о вас почти ничего. Да мне про них и родители ничего не говорили, не рассказывали. Значит, и сами мало знали. Коли остались без отцов несмышленышами!
Где-то читал, что в Росси в настоящее время должно бы быть порядка 600-800 миллионов человек.
В начале 20 века у нас всплеск. Сильнейший прирост населения, но …
Первая мировая война, революция (в революцию разбежались много по всему миру!). гражданская война, репрессии 30-40 годов, Отечественная война 41-45 годов – и вот результат!
Нас где-то 150 миллионов только!
И вообще- История России – история войн!
И дальше что ли так будет?
немного истории
31.10.1708 г. в Нижегородском Госархиве записано:
мельница под Сомовкой на суходоле за Андреем Игнатьевым. Оброк 10 денег (1/2 копейки). С рыбных ловел на Сомовском острову на Афонном Седове – оброку 12 алтын (3 копейки).
В 1714 году эти земли скупает Демидов Никита Акифьевич у боярина Салтыкова А.П. и сотни семей увозит на Уральские заводы.
- 1787 год – наследником Демидова Н.А и хозяином земель становится сын Николай Никитович
- 1795 год - владеет (по купчей от Демидова Н.Н.) Жеребцов Александр Алексеевич и его жена Ольга Александровна (знаменитая красавица-авантюристка)
- 1795 год в деревне Сомовка по купчей передается: мужчин - 305 и женщин - 387.
- 1827 году д.Сомовка переходит помещику штаб-ротмистру в отставке Норду Егору Егоровичу.
В деревне Сомовка мужчин - 347 и женщин - 427. По переписным книгам Норда записи стали с указанием крестьян с фамилией, возрастом.
Вотчина Норда Е.Е.- деревня Сомовка:
Состояло крепостных - 364 души. По последней ревизии - 347 душ.
Прибыло | Убыло |
---|---|
Новорожденных - 152 | За смертью – 91 |
Переведено из с. Фокино - 14 | Отдано в рекруты – 24 |
Куплено в 1840 году – 1 | Сослано на поселение – 1 |
Передано в с.Фокино - 3 | |
Продано г.Баранову в 1849 г.- 1 |
Итого: 120
Всего: 412
В итоге по ревизии в 1850 года по деревни Сомовка в наличии: Мужчин - 411, Женщин - 491
Опись составил дворовый человек Норда- Степан Федоров сын Птицин.
С 1857 года перепись населения идет по дворам.
Королев В.А.:
В 1950 годах - в с. Сомовка проживало около 1,5 тысячи человек.
Перепись 1990 года - в с. Сомовка проживает 884 человека. 01.08.2011 г. в газете "Земля Нижегородская" появилась статья, которая была перепечатана в "Воротынской газете". Данные приведены спорные. Автор , при отзывах о нем ,как о грамотном научном сотруднике, после написания данной статьи , показал себя с не лучшей стороны. Но думаю, что полезно ее прочитать.
Кто живал в Сомовке?
А не последовать ли вам примеру рода Едрановых, да не собрать ли своих однофамильцев в деревеньке или селе, откуда ваша фамилия пошла? Мы попросили нашего краеведа узнать, кто может собираться, скажем, в селе Сомовка Воротынского района. Поверьте, село выбрали наугад.
Странное имя Пирог
Судя по всему, село Сомовка существует с середины XVI века. После покорения Казани российские власти стали активно заселять земли по Волге. Село это русское, и получило оно название по Сомовой заводи, где в изобилии водились сомы. Воротынские краеведы утверждают, что они видели в актах XV века название этой заводи.
Самые распространенные в селе фамилии можно узнать из памятных плит на памятнике воинам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны.
Это Лукояновы, Пиряковы и Мокеевы, некоторые из них предпочитали писаться Макеевыми.
Лукояновы ведут свой род от популярного на Руси в XVI-XVIII вв. имени Лукьян, происходящего от латинского имени Lucianus, что означает «светоносный». Почему-то в середине XVIII века имя Лукьян вышло из моды, его сменило более простое Лука.
Пиряковы могут вести свою родословную от предка по имени Пиряк - любитель попировать либо по имени Пирог. Ничего странного в этом имени не было. Оно происходит от более полного Пирогост - гость на пиру, т. е. уважаемый на селе человек. Имя это не календарное, а потому мало употребляемое. Под некалендарными именами историки языка понимают те, которые не входили в святцы и бытовали в народе на правах кличек. В XVIII веке брать их в качестве официальных было запрещено церковным законодательством, но к тому времени многие из них уже успели превратиться в фамилии.
Фамилия Мокеев у русских людей нередкая, она относится к церковным именам и восходит к греческому слову «мокос», что означает «насмешник».
На предков не обидишься
Немало в старой Сомовке было и Батулиных. Ростовский лингвист Щетинин находит эту фамилию у себя на Дону и считает, что она может происходить из диалектного слова «батула» - одеяло из хлопка. Но, может быть, все гораздо прозаичнее. Происходит оно из клички Батуля - Ботуля, которая давалась любителями громко топать - ботать ногами по полу.
В качестве местной можно отметить сомовскую фамилию Сурин – «выходец с реки Суры». Сюда же относится фамилия Суренков. Суренком могли назвать сына человека по фамилии Сурин.
Фамилия Дорофеев происходит от греческого имени, которое в быту осознавалось как «бестолковый» либо «разноглазый» – по крайней мере, так утверждает волгоградская исследовательница Еремина.
Мошковы ведут свое начало от некоего Мошки, то есть маленького Моисея, хотя не исключена и вероятность, что под Мошковых переделывались бывшие Вошковы – потомки человека с неблагозвучной кличкой Вошка («маленькая вошь»), данной, очевидно, за небольшой рост.
Предком Вяловых был засыпающий на ходу флегматичный мужик, а Сисины могут возводить свой род к Сисе, как в старину кое-где на Руси называли неряшливого или неопрятного человека. Обычной же формой этого некалендарного имени было Сисей; Сисеевыми в XV-XVI веках прозывались ярославские князья, без остатка истребленные во времена опричнины.
Фамилия Савинов происходит от имени Савин, народной формы имен Савватий или Савва, что по-арабски означает «старик». Пришло в наши края это имя, конечно же, через церковную традицию.
Предком Терентьевых был человек, имя которого по-гречески означало «трущий» и, вероятно, относилось к какому-либо мастеровому.
Первый из Чалухиных был сыном бабы Чалухи, которая, в свою очередь, была вдовой мужичка по кличке Чалой - обладателя рыжей головы с сединой, больше известной как лошадиная масть. Если бы этот Чалой дожил до совершеннолетия сына, то конечно же, его детей кликали бы не по его жене Чалухе, а в честь его самого, и были бы они Чаловыми, а не Чалухиными.
В Сомовке отмечена еще одна «вдовская» фамилия Ганухин – сын Ганухи, бывшей вдовою Гани, то есть, в полной форме Гавриила.
Дед Мороз ни при чем
Пращуром Базуновых был мужик по прозвищу Базун (шалун, проказник, драчун, своевольник).
Гарынины получили свою фамилию от некоего Горыни, названного так в честь сказочного великана, раскачивавшего горы. Получается, что фамилия эта в некотором роде фольклорная.
Королевы обязаны своей фамилией крепостному по кличке Король, так на Руси могли прозвать красивого, храброго, сильного, властного или счастливого человека. А еще раньше, когда некалендарные имена еще не были запрещены, мать могла дать его дитяти в качестве основного в надежде, что он достигнет богатства и власти. Кстати, поскольку короли нами никогда не управляли, считается, что узнать это слово простые русские люди могли исключительно через лубочные романы и картежную игру, то есть оно не старше XVII века.
Сомовские Лукины получили фамилию по имени Лука, а Морозовы – по предку Морозу, как иногда называли ребенка, родившегося в крещенские морозы, либо могли дать имя Мороз в надежде, что дитя вырастет крепким, как январский морозец.
В середине XIV века на Руси жил боярин Иван Семенович Мороз, а вот Деда Мороза не было никогда – этот образ придумали в середине XIX столетия писатели и поэты, не в последнюю очередь всеми нами л юбимый Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
ФамилияРогожин, судя по всему, не связана со словом «рогожа» - плетеная из лыка дерюга, а является переосмыслением фамилии Рогозин, которая восходит к старому слову «рогоза» - сварливый и неразговорчивый человек.
Теленковы являются потомками смирного и добродушного мужика по кличке Теленок.
До сих пор на сомовском кладбище сохраняются надгробные памятники священников Терновских, ранее стоявшие у переоборудованной в тридцатые годы под школу церкви. Фамилия эта искусственная, семинарская и имеет целью напоминать пастве о терновом венце Спасителя.
Владимир Александрович Терновский, уроженец села Сомовка, был призван на фронт и пропал без вести под конец войны, 17 октября 1944 года.
Челноковы обязаны своей фамилией мужику по кличке Челнок, каковую могли дать бойкому и пронырливому индивиду.
Первый из Тороповых получил кличку Тороп за то, что появился на свет недоношенным, раньше срока.
Чарыгины или Черыгины продолжают родство от некоего Черыги - исхудавшего от болезни человека («чер» по-татарски «болезнь»).
Очень интересна редкая в наших местах сомовская фамилия Щелянский или Щелянсков, трое носителей которой не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Фамилия эта северная и давалась уроженцам деревни Щелье или Ущелье, то есть расположенной среди поморских шхер.
Фамилия Якимов происходит от народного произношения библейского имени Иоаким, а Шишарины хранят память о Шишаре, как могли прозвать крестьянина, который всякий раз «шишает», то есть долго копается с каждым пустяковым делом.
Из крепостных в полковники
А еще в Сомовке жили Ершовы, Казарины, Колесовы, Конновы, Кривдины, Курбатовы, Полковниковы, Ровновы, Созоновы, Царевы, Гардины, Крохины, Пересекины, Чуевы.
Имя Ерш попалось лингвистам самое раннее в документе 1562 года и могло даваться в качестве клички человеку либо сварливому, либо очень подвижному, либо обладателю вечно взъерошенной шевелюры.
Казарином – а это имя встретилось в летописном сообщении за 1106 год – на Руси кликали фольклорного вражеского великана. Первоначально оно означало хазарина - одного из истребленных в Х веке Святославом нижневолжских племен. Последние из хазар ушли подальше от русичей на Кавказ. Впрочем, не исключено, что кличку Казара («вид дикого гуся») могли дать и обладателю громкого и грубого голоса.
Прозвище Колесо давалось человеку с кривыми ногами – словно он только что с коня слез.
А фамилия Коннов может восходить либо к церковному имени Конон, либо к народной кличке Конный - имеющий коня, что было редкостью для средневекового простонародья.
Прозвище Кривда мог получить не любящий говорить правду человек, а Курбатом в 1498 году наши предки могли назвать малорослого и толстого карапуза – это слово тюркское.
Полковниковыми при переписях писали крепостных барина в чине полковника – конечно, если мужики не называли составителям очередной ревизской сказки своих настоящих фамилий.
Кличку Ровной давали прямому, стройному человеку, а прозвище Царь в насмешку могли приклеить беднейшим из односельчан.
Наконец, фамилии Сазанов и Созонов считаются тождественными, и связаны они не с рыбой сазаном, а с греческим именем Созонт («спасающий»), известным из святцев. Впрочем, в некоторых диалектах имелось и слово сазон - надутый, угрюмый человек.
Гардины - гордый, Крохины - по кличке Кроха, как любовно мать могла назвать своего малыша, Пересекины – от человека с перекошенным шрамом лицом, Чуевы - по кличке «слухливого» человека – Чуя.
По Сомовке путешествовал краевед Анатолий МОСКВИН. Воротынский район.
Свёкор — отец мужа
Свекровь — мать мужа
Тесть — отец жены
Тёща — мать жены
Деверь — брат мужа
Шурин — брат жены
Золовка — сестра мужа
Свояченица — сестра жены
Свояк — муж свояченицы
Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки
Сноха — жена сына по отношению к отцу
Невестка — жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого
Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого
Дед (дедушка) — отец отца или матери. Бабушка (бабка) — мать отца или матери
Двоюродный дед — дядя отца или матери. Двоюродная бабушка — тетя отца или матери
Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы
Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) — двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) — троюродный племянник
Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры
Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки
Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам
Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети
Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети
Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети
Кроме современных понятий степени родства, оказывается в ходу есть и более старинные названия родственников.
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Отец и сын.
Отец и дочь.
Мать и сын.
Мать и дочь.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки,
Бабка и внуки.
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки,
Дядя и племянники,
Тетя и племянники.
ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья,
Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы),
Двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).
ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).
ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные сестры и братья.
Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:
Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
Брат — каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
Братанна — дочь брата, племянница по брату.
Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч — сын брата, племянник по брату.
Внук — сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука — дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед — отец матери или отца.
Дедина, дедка — тетка по дяде.
Дедич — прямой наследник по деду.
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич — племянник по тетке.
Дщерша — племянница по тетке.
Дядя — брат отца или матери. Таким образом, дядя и тетя — брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник, а у дяди племянница», — замечает народная мудрость.
Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник — старший в поколении.
Отчинник, отчич—сын, наследник.
Племянник — сын брата или сестры.
Племянник и племянница — сын и дочь брата или сестры. Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры. Кстати говоря, внучатые родственники — это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди. В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница — дочь брата или сестры.
Племяш — родич, родственник.
Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.
Почему необходимо знать своих предков до седьмого колена
В традициях многих культур планеты признается громадное влияние предков на судьбу потомков. Это легко объясняется современной генетикой, но религиозные трактаты уточняют, что от предков зависит не только цвет глаз, форма ушей и тембр голоса человека, но и то, будет ли он счастлив в жизни и какую энергетику передаст своим детям. В связи с этим аспектом очень часто встречаются упоминания о семи коленах (поколениях).Мудрецы древности считали, что именно семь поколений предков играют решающую роль в судьбе. Много веков и даже тысячелетий назад желающий сделать врагу наибольшее зло проклинал его до седьмого колена. Это было самое страшное проклятие всех времен, причем, у многих народов. В мифологии древних греков описан случай проклятия потомков Тантала до седьмого колена. Такова была кара за детоубийство.
Родовое древо тоже изображалось в виде круга, в центре которого располагался сам человек, то есть живущий в данный момент на земле потомок рода. Из этой точки в разные стороны расходились ветви родового древа — предки данного человека. Всего получалось 7 ярусов, включая центральную точку, или первое поколение. Персидские мудрецы считали, что человек обязан знать всех своих предков вплоть до седьмого колена. Это определяет многие моменты жизни, характера человека и дает возможность предсказать его будущее.
Родовое древо Фравахар
Представить и описать 7 колен древа Фравахар довольно просто. Выглядят они следующим образом:
1. Первое поколение — я сам, живущий ныне.
2. Второе поколение — мои родители в количестве 2-х человек.
3. Третье — мои бабушки и дедушки (четверо).
4. Четвертое — прабабушки и прадедушки (8).
5. Пятое — прапрадедушки, прапрабабушки (16).
6. Шестое — деды прадедов (32).
7. Седьмое — прадеды прадедов (64 персоны).
На в Древней Персии составление родового дерева Фравахар имело более глубокое, мистическое и даже религиозное значение. Каждое поколение рода было связано с определенной стихией и ее энергетикой.
Так первое колено (я) напрямую взаимодействует с энергией Солнца.
Второе (родители) — с энергией Луны, которая влияет на наше здоровье, ближайшее окружение и эмоции.
Третье колено — бабушки-дедушки — передают нам интеллектуальный потенциал, таланты и коммуникабельность.
Четвертое формирует в нашей жизни любовный сценарий и материальное благосостояние.
Пятое колено снабжает нас волей и напористостью. Если по этой линии был перегиб, то эти черты характера могут превратиться в агрессивность.
Шестое колено влияет на положение в обществе, социальное возвышение.
Самую, пожалуй, важную роль играет то самое седьмое колено, к которому относятся многочисленные прадеды прадедов. Они определяют то, что называется фатумом, или Судьбой.
Вот поэтому и важно знать своих предков именно до 7-го колена: на нем, как на скрижалях, написано наше настоящее и будущее.